Дополнительные материалы к занятию 4

Модератор: Gennadij_Pavlenko

Правила форума
Друзья, все материалы в этом разделе (дополнительные которые) защищены авторским правом. Пожалуйста, не надо их никуда копировать. Пускай будут здесь. Хорошо?
Авторы материалов
http://www.nkozlov.ru
http://www.syntone.ru
http://www.gennadij.pavlenko.name

Дополнительные материалы к занятию 4

Сообщение Gennadij_Pavlenko » 30 авг 2012, 12:42

Словом можно задеть, словом можно ударить. Слова, интонации и обороты, задевающие собеседника и напрягающие атмосферу в общении - это конфликтогены. Впрочем, шире: это и обидные жесты, и оскорбительный взгляд, и отказ продолжать общение - все это также может оказаться конфлитогеном. Конфликтоген - это коммуникативный (реже - поведенческий) элемент (слово, оборот, жест, интонация), способный вызвать напряженность и спровоцировать конфликт в отношениях.

Образно - коммуникативный укол или удар.
Адресный и намеренный конфликтоген - конфликтный посыл. Фразы, собранные из конфликтогенов - фразы-ежики. Смотри Фразы-ежики в обсуждении разногласий

Чтобы не допускать в своем общении ненужных конфликтов, полезно знать их "в лицо". Конфликтогены разнообразны, как сама жизнь, но важно уметь замечать конфликтогены поведенческие и коммуникативные, грубые и мягкие, намеренные и случайные. См.→

Возможно, вы эмоциональны и в общении с тем, на кого вы обижены или кто вас злит, вы допускаете конфликтогены. Очень может быть, вы их даже не замечаете или считаете совершенно справедливыми, но это никак не отменят одного обстоятельства: пока вы допускаете в общении с этим человеком конфликтогены, у вас отношения останутся плохими и конфликты продолжатся.

Если вы хотите, чтобы конфликт разгорелся с новой силой кого-то эмоционально завести, или вам нужно кого-то завести, а может быть с кем-то окончательно расстаться, тогда используйте фразы-ежики типа: «Мы с тобой и раньше никогда не могли договориться» или «Наши отношения зашли в тупик». В остальных случаях фразы-ежики – нежелательны.

Название "фразы-ежики" предложил И.О.Вагин. Другое название фраз-ежиков - конфликтогены (смотри Конфликтоген). Противоположные фразам-ежикам - фразы-амортизаторы (синтоны).

Фразы-амортизаторы по поводу настоящего: «Я тебя понимаю», «Я тебя слушаю, я понимаю твои эмоции» Фраза-ежик будет: «Так, сказки не рассказывай» «Я тебя не понимаю», «О чем ты вообще говоришь» «К чему ты клонишь» Фразы-ежики могут касаться и прошлого: «Ты и раньше меня подводил» «Мы с тобой и раньше никогда не могли договориться» «На тебя и в прошлом нельзя было положиться». И вы удивляетесь. А что потом-то?

Человек не реагирует на это правильно и еще больше заводится. Вы ж ему правду сказали, что же он на правду так заводится. Так же фразы-амортизаторы: если у нас цель – решить конфликт. Если мы решили в амбиции поиграть, пободаться, то - на здоровье, пожалуйста, но если все-таки у нас цель – его урегулировать тогда мы используем фразы-амортизаторы: «Мы и в прошлом находили с вами общий язык», «Мы и в прошлом решали эти проблемы», «У нас и в прошлом получалось решать эту ситуацию».

С одной стороны фразы-амортизаторы не сложные, но почему-то большинство людей их не используют. Может потому что они простые слишком, а людям хочется что-то посложнее.

Фразы-ежики в отношении будущего: «Наши отношения зашли в тупик», «Я чувствую, мы с тобой договориться не сможем». Причем, что интересно, сами то в это не очень то верят, но почему то его партнер начинает в это верить, сидит, кивает головой – все на полном серьезе. Вы успокоились и сами подумали: почему они зашли в тупик!? Кто вас за язык тянул!? Сатирические замечания: «Нечего мне сказки рассказывать» с определенной интонацией. Люди, как кошки и собаки больше реагируют на интонацию, чем на смысл сказанного. Также жесты, саркастический юмор, нелепые замечания.
Все отлично!
Аватара пользователя
Gennadij_Pavlenko
Создатель Форума
Создатель Форума
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 02 апр 2003, 18:51
Откуда: Севастополь

Как отучать себя от конфликтогенов

Сообщение Gennadij_Pavlenko » 30 авг 2012, 12:43

Если человек не получил хорошего воспитания, от конфликтогенов избавляться бывает непросто. От тонких конфликтогенов трудно избавляться, потому что люди (авторы) их часто не замечают, а от грубых избавляться трудно, потому что "это" сделать просто хочется, потому что эти горячие слова так и рвутся с души...

Что касается грубых конфликтогенов, то они уходят тогда, когда человек по-настоящему понял недопустимость их использования (этическую недопустимость вообще и вред для него в частности), и когда человек научился справляться со своими эмоциями.
Начиная работу, беритесь за то, с чем вам будет справиться легче, что даст вам ощущение успеха. Каждый из нас бывает конфликтен, и не только на уровне речи, но работу по очистке себя лучше начать со своих коммуникативных конфликтогенов. Когда вы очистите свою речь, поведенческие конфликтогены постепенно начнут отпадать сами собой. Итак, начинаем!

Составьте список самых популярных своих конфликтогенов - для начала тех, которые вы употребляете чаще всего, например "Прекрати", "Ничего подобного", "Вот еще", "Для особо продвинутых объясняю", "На самом деле" или просто "Нет!". Если затрудняетесь в составлении этого списка, попросите друзей и близких последить за вами. Им будет весело и приятно, а вам полезно. Кстати, будет полезно и им: когда они начнут следить за вами, они начнут отслеживать это и в своей речи!

Выучите этот список. Выучите, чтобы отслеживать свою речь, очищать ее, и чтобы потом все эти обороты надежно забыть!
За все сразу не беритесь, возьмите самые очевидные (типовые) для вас слова и обороты - один-два, максимум три оборота, чтобы у вас хватило внимания и сил за ними следить. Не грузите себя слишком много: все успеется, а вам нужен успех. Когда научитесь обходиться без них - берите новые.

Сделай себе напоминалки. Это могут быть листы А4 с вашими типовыми конфликтными оборотами (на одном листе - одна фраза!), которые вы расклеите дома на видном месте. Может быть, какие то фразы вы повесите себе фоном на рабочем столе, заставкой на компьютер или на телефон. Проявите творческих подход, главное, чтобы все важное было у вас на виду!

Придумайте себе наказания. Наказания лучше веселые и полезные: например, приседаете 10 раз. Или щелкаете по канцелярской резиночкой, предусмотрительно надетой на руку, Или платите кому-то из близких и друзей некоторую сумму денег. Настоящие друзья всегда вам помогут, последят за конфликтогенами в вашей речи. Одна из самых эффективных форм работы - попросить, чтобы за вами следили ваши дети, и платить им за это деньги. Дело это доброе: дети становятся к вам очень внимательными, начинают следить за собой и просто честно зарабатывают деньги на добром деле.

Важно, чтобы штраф следовал тут же за конфликтогеном - не отсрочено. И помните, что конфликтогеном может стать и синтонная на первый взгляд фраза, которая сказана не к месту или не с той интонацией. Так что внимательней, и за дело! А главное - не халтурить!
Все отлично!
Аватара пользователя
Gennadij_Pavlenko
Создатель Форума
Создатель Форума
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 02 апр 2003, 18:51
Откуда: Севастополь

Как отучать от конфликтогенов других людей

Сообщение Gennadij_Pavlenko » 30 авг 2012, 12:57

Отучить другого человека от конфликтогенов - задача творческая, не простая. Вас могут раздражать конфликтогены в ваш адрес, но если вы начнете указывать человеку на его конфликтогены и учить его синтонному общению против его воли, - возможно, самым конфликтогенным человеком окажетесь вы сами.

Самый страшный конфликтоген - указание другим людям на их конфликтогены.

Борис Заходер: "Вежливый Индюк"

Объявился
В доме
Вдруг
Очень вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
— Эй, вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости —
Поучиться
Веж-
ли-
вос-
ти!
Я и сам, — кричал Индюк, —
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя — пример
Замечательных манер:
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитанна!

Не стесняйся ты, Осёл!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: «Приду, спасибо!»
Ты не будь свиньёй, Свинья, —
Ждёт тебя
Моя семья!
Только раньше бы
Умыла
Ты своё свиное рыло!
Как ни бился он,
Однако
К Индюку никто не шёл —
Ни Корова,
Ни Собака,
Ни Хавронья,
Ни Осёл!

Посинел Индюк от злости:
— Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они — балды-валды! —
И добавил
С высоты
Своего величия:
— Не усвоили,
Скоты,
Правила приличия!

Отучить другого человека от конфликтогенов - здесь различите разные задачи: либо отучить его вообще, чтобы он так не общался ни с кем, другое дело - чтобы он так не общался лично с вами. При этом одно дело - отучать посторонних людей, другое - близких, при этом отучать своих детей - другое, нежели отучать своих родителей.

Как отучать от конфликтогенов друзей и близких
Самый простой и надежный способ отучать от конфликтогенов друзей и близких - это обратиться к ним за помощью, попросить их последить за вами, поскольку от конфликтогенов хотите освободиться вы. Если у вас хорошие отношения, если дело будет не сложное, приятное и выгодное - они начнут это делать, а это автоматически обеспечит главное - их внимание будет обращено к этой теме. Автоматически они начнут следить и за собой, и постепенно их речь будет становиться все чище и чище.

Как отучать от конфликтогенов в свой адрес посторонних людей
Есть моменты времени, когда на конфликтогены в наш адрес человеку указывать эффективно. Он с большой вероятностью нас услышит и это скорее всего даст эффект. А есть моменты времени, когда указание ему на его конфликтогены не даст ничего, кроме напряжения и осложнения отношений.

Итак:
Сразу в момент, когда человек допустил в наш адрес конфликтоген.
- Это достаточно эффективный момент. Тут можно остановиться, сделать Паузу. Посмотреть на человека. Повторить вслух то, что было сказано, как бы взвешивая сказанное, прислушиваясь к сказанному: "Мне кажется, это излишне категорично... (резковато)" - И можно мягко откомментировать: "Я думаю, что такие формулировки - неподходящая форма для нашего с вами общения". Но дожимать, добиваться согласия и извинений тут может быть неэффективно: можете нарваться на сопротивление, объяснения, возражения и прочее, что замылит эффективный момент. Лучше улыбнуться, еще раз внимательно взглянуть и продолжать разговор дальше.

Через несколько минут после прилетевших конфликтогенов, когда вы их попереживали и поняли, что это больно и обидно.
- Совсем неудачный, неэффективный момент. Вы уже на взводе, а партнер из ситуации уже уехал.
Через несколько часов или вообще в другой день, при удобном случае.

- Хорошее время для разговора, только провести его нужно спокойно и без обид, а как пожелание на будущее.
В следующий раз, когда человек придет к вам с просьбой или интересным для него предложением (проектом), и захочет с вами договориться.
- Идеальное время! Вы рады обговорить его предложение, но напоминаете, что прошлый раз были такие неудачные моменты в обсуждениях, и просите гарантий, что в этот раз общение будет корректным.
Все отлично!
Аватара пользователя
Gennadij_Pavlenko
Создатель Форума
Создатель Форума
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 02 апр 2003, 18:51
Откуда: Севастополь

Приучение к разумному общению

Сообщение Gennadij_Pavlenko » 30 авг 2012, 12:59

Дети воспитываются не сразу, не все даже взрослые люди получили хорошее воспитание, и общение с ними, бывает, сопровождается обидами, возмущениями, истериками и другими эмоциональными выплесками. Если так ведет себя близкий для вас человек, и общение между вами неизбежно хотя бы потому, что вы этого хотите, у вас три возможности сделать общение между вами более разумным: задать формат, обсудить происходящее, приучать к стилю и привычке разумного общения↑.

Если две первые возможности не дают нужного результата, можно обратиться к приучению, к выработке поведенческой привычки.
Приучение возможно не всегда. Здесь мы говорим об адекватных людях (манипулятивные игры - не сюда) и помним, что качественные отношения начинаются с двух вещей - с качественных людей и заинтересованности друг в друге. Если заинтересованности нет, если вы (предположим) не очень нужны другой стороне, то ни о каком приучении не может быть и речи, ваши попытки будут пресечены на корню. Но если два человека в принципе адекватны и хотят быть друг с другом рядом, разумному общению друг с другом нужно учиться. И приучать здесь приходится.

Вначале приучили к разумному общению себя, после этого - помогли партнеру. Начинайте с себя - но не останавливайтесь на этом. Общение - это танец двоих.

Лучше всего договориться, что мы воспитывать друг друга разрешаем, и не просто разрешаем - просим это делать и за это благодарны. Если люди доверяют друг другу, уверены в лучших намерениях и адекватности, если люди хотят быть рядом долго - такая договоренность проста, и воспитание уже не обидно. Если вы образованные люди и владеете основами эриксоновского гипноза, умете нужные внушения проводить естественно и незаметно, наверное вы этим воспользуетесь тоже.

Итак, здесь мы говорим только об одной из трех линий - о приучении к нужному стилю общения. Приучение - дело не быстрое, требует терпения и методичности, но результаты того стоят. Как это лучше делать, с чего начинать?

Первое - по возможности обговорить, что обиды и упреки - это не наше. Это не наш стиль, не наша форма общения, что все что мы хотим сказать друг другу, можно сказать без обид и без упреков. Вот так, так, и поцеловать! - После этого приучение начинается с подсказок и обучения. Приучение - это совсем не критика, это скорее помощь в освоении нового.

Как вариант, возьмем ситуацию с девушкой, которая склонна обижаться и упрекать.
Как ни странно, девушка может не понимать, что она обижается или упрекает. "Ничего я не обижаюсь!" или "А что я такого сказала?" - достаточно типовые реакции. Если на упрек не отвечать, а - остановиться, сделать паузу, повторить ее первую фразу (которая вам показалась упрекающей) дословно, потом посмотреть на девушку и сказать "Это похоже на упрек", а потом улыбнуться и погладить по руке, взаимопонимание происходит быстрее.↑

Но это еще не все. Если девушка увидела, что она что-то делает не так, это не значит, что она знает как реагировать на вас правильно. Подскажите ей: "Когда тебе не понравится, что я что-то сказал или сделал, ты останови меня рукой и скажи - мне это неприятно. Мы с тобой это обговорим по хорошему".↑

Если на вас обижаются, значит чего-то от вас хотят. Поэтому смысл ваших действий – послание партнеру: если тебе нужна моя помощь, не стоит делать так. Лучше сделай так (подсказать, как)... Я ведь готов помочь, только давай сделаем так, чтобы эта помощь была приятной для нас обоих.
Чтобы не было внутреннего сопротивления, с вас - подстройки, а девушка должна понять, зачем все это нужно ей лично. Вариантов может быть много: "Ты же сама при этом расстраиваешься. Оно тебе надо?", "Обижаться тебе не идет", "Ты - королева, а королева никогда не обижается", "Если и я буду обижаться, мы можем поссориться, а мы же этого вместе не хотим!". Варианты можно посмотреть в статье "Как приучить партнера жить по правилам"

Приучение всегда идет лучше на позитивном фоне. Позаботьтесь, чтобы после первого разговора у вас был хороший день, когда вы все время ее хвалите: "Спасибо за позитив", "Правда, спасибо тебе, что сдержалась - я заметил!" Следите за тем, чтобы рядом с вами ей было легко и радостно, как минимум - чтобы с вами ей было определенно лучше, чем без вас.↑

В любом случае, от вас потребуется терпение и методичность. Важно, чтобы девушка поняла: увильнуть от вас невозможно. Если вы тему ваших взаимоотношений подняли, вы ее на забудете. Если она не может говорить сейчас, вы спросите: "А когда мы об этом договорим?" - и дождетесь ответа, а в обговоренное время к разговору вернетесь.

Ведите свою линию: если она обиделась, не обсуждайте то, что она от вас хочет. "Если ты в обиде и я плохой, меня это не устроит. Если ты хочешь со мной что-то обсудить, вначале успокойся и убери упреки. Я готов подождать, но на фоне упреков разговаривать с тобой я не буду. Хорошо?".
Понятно, что это мужские формулировки. Со стороны женщины такие обороты звучит менее удачно - это не женский стиль. Возможно, девушка сформулирет так: "Ты мне обещал, что обижаться на меня не будешь. Я понимаю, что ты рассердился, но мы договорились разговаривать без упреков. Я стараюсь. А мужчина свое слово сдержит?".

В любом случае, обиды должны получать отрицательное подкрепление, а разумное общение - самое положительное: ваши восхищенные глаза, вашу теплоту, заботу и поддержку. Вот так. Не все просто, но все - реально.
Все отлично!
Аватара пользователя
Gennadij_Pavlenko
Создатель Форума
Создатель Форума
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 02 апр 2003, 18:51
Откуда: Севастополь

Как отучать себя от обвинений

Сообщение Gennadij_Pavlenko » 01 сен 2012, 19:17

Обдумано, по делу и ради нужного результата всерьез обвинять можно, а импульсивные, необдуманные обвинения из своей жизни лучше выбросить, заменив их на конструктив: просьбы и предложения

Если человек не получил хорошего воспитания, от импульсивных и таких уже привычных обвинительных оборотов освободиться бывает непросто. От скрытых обвинений трудно избавляться, потому что люди (авторы) их часто не замечают, а от явных и грубых избавляться трудно, потому что "это" сделать просто хочется, потому что эти горячие слова так и рвутся с души...

Что касается явных обвинений, то они уходят тогда, когда человек по-настоящему понял недопустимость их использования (этическую недопустимость вообще и вред для него в частности), и когда человек научился справляться со своими эмоциями↑.

Если вы уверены, что от случайных обвинений в своей речи и поведении вы избавляться хотите, то рекомендуем вам следующий алгоритм.
Составьте список самых популярных своих упреков и обвинений - для начала тех, которые вы употребляете чаще всего, например "Ну что же ты", "Ты как всегда", "И о чем ты думал?", "Господи, тебе что ни поручи" и просто тяжелый вздох, показывающий, как вы огорчены... Если затрудняетесь в составлении этого списка, начните свои разговоры записывать на диктофон, услышите уже много. Или - попросите друзей и близких последить за вами. Им будет весело и приятно, а вам полезно. Кстати, будет полезно и им: когда они начнут следить за вами, они начнут отслеживать это и в своей речи и поведении!

Список есть - выучите этот список. Выучите, чтобы отслеживать свою речь, очищать ее, и чтобы потом все эти обороты надежно забыть!
За все сразу не беритесь, возьмите самые очевидные (типовые) для вас слова и обороты - один-два, максимум три оборота, чтобы у вас хватило внимания и сил за ними следить. Не грузите себя слишком много: все успеется, а вам нужен успех. Когда научитесь обходиться без них - берите новые.

Сделай себе напоминалки. Это могут быть листы А4 с вашими типовыми обвинительными оборотами (на одном листе - одна фраза!), которые вы расклеите дома на видном месте. Может быть, какие то фразы вы повесите себе фоном на рабочем столе, заставкой на компьютер или на телефон. Проявите творческих подход, главное, чтобы все важное было у вас на виду!

Придумайте себе наказания. Важно, чтобы наказание следовало тут же за вашим упреком (обвинением), а не позже, не отсроченно. А еще - наказания лучше веселые и полезные: например, приседаете 10 раз. Или щелкаете по канцелярской резиночкой, предусмотрительно надетой на руку, Или платите кому-то из близких и друзей некоторую сумму денег. Настоящие друзья всегда вам помогут, последят за обвинениями в вашей речи. Одна из самых эффективных форм работы - попросить, чтобы за вами следили ваши дети, и платить им за это деньги. Дело это доброе: дети становятся к вам очень внимательными, начинают следить за собой и просто честно зарабатывают деньги на добром деле.
Все отлично!
Аватара пользователя
Gennadij_Pavlenko
Создатель Форума
Создатель Форума
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 02 апр 2003, 18:51
Откуда: Севастополь


Вернуться в Искусство близких отношений. Видео-курс

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron