Как жить с самим собой

Автор: Митрополит Сурожский Антоний

Как жить с самим собой

Антоний Сурожский. КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ[1] (Очерк практического пастырского богословия)

С 1975 года в Сурожской епархии проводятся ежегодные съезды. Около двухсот человек (больше не позволяет помещение) собира­ются на четыре дня в загородной школе-интернате; доклады, их об­суждение по группам, обмен мнениями имеет одну цель - осмысле­ние православной духовной традиции в сегодняшнем мире. Каждый съезд посвящен конкретной теме (напр.: Православие в неправос­лавной стране; Православие и экология; Царское священство: роль мирян в Церкви, и др.).

Я хотел бы пояснить, как я понимаю эту тему. Когда я предложил темой нашего съезда в этом году «Как жить с самим собой», я имел в виду две вещи. Во-первых, мно­гим из нас по большей части почти всегда «неуютно» с самим собой; мы недовольны собой, у нас ощущение острой неудачи, банкротства; а когда вместо недоволь­ства и неудачи мы гордимся собой и чувствуем, что пре­успели, то это, может быть, еще хуже.

Во-вторых, есть присловье, что мы можем дать, будь то Богу, будь то людям, только то, чем обладаем сами. Если мы не владеем собой, если мы не хозяева самих себя, мы никак не можем отдать себя; для того, чтобы дать себя, надо владеть собой.

И вот я хочу продумать вместе с вами некоторые пути и способы, какими мы можем понять, кто мы есть, и не­которые пути и способы, как, исходя из такого самопоз­нания, нам действовать дальше.

Я хотел бы начать с чего-то, что еще не было затро­нуто на этом съезде. Когда мы говорим о самопознании, о том, чтобы понять, прозреть, каковы мы есть, мы чаще всего стремимся докопаться до всего, что для нас есть плохого, неладного. По моей привычке говорить при­мерами, мне такой подход напоминает нечто, увиден­ное в один прекрасный весенний день много лет назад.

Воздух был чистый, небо голубое, деревья были в цве­ту, птицы пели; и я увидел, как в маленьком дворике перед приходским домом одна старушка нырнула с го­ловой в помойный жбан, разыскивая обрывки бумажек, потому что она помирала от любопытства, что прихо­дит в этот дом и что из него выходит. Для меня это дей­ствительно картина того, как множество людей стара­ется докопаться до знания самих себя: это попытка с головой нырнуть в зловонный скарб, который накопил­ся за долгую жизнь, тогда как кругом весна, кругом кра­сота, кругом свет. И мне кажется, что это в огромной мере поощряется многими духовными писателями, ду­ховенством и общим подходом верующих, которые счи­тают своим долгом непрерывно охотиться за злом, за грехом, чтобы найти, что есть неправильного, и его ис­править. Я не думаю, что такой подход может принести какие-то плоды или пользу.

Я вам дам другой пример. Если бы нам подарили древнюю картину или икону, поврежденную временем, обстоятельствами, небрежностью или злой волей людей,


 


подписка на ОСОБЫЕ рассылки Что это? Взгляните быстренько...