Промолчать не смогу… Глава 11. Чувства

Автор: Мария Алексеевна Котляревская-Крафт

Промолчать не смогу… Глава 11. Чувства

Глава 11. ЧУВСТВА

Без воспитания чувств образование может нанести непоправимый вред нравственности, духовности человека.

Ж.-Ж. Руссо

 Все виды искусства рассказывают о человеке. Различие их: материал и «язык», то есть способы выражения.

«Я не могу выразить свои чувства и мысли в стихах или красках, так как я не поэт и не художник, но я могу это сделать с помощью звуков, потому что я музыкант».

Моцарт.

Ученые говорят: необходимо усвоить язык, на котором «общаются» нейроны друг с другом и с окружающими их частицами, язык световых волн, кибернетики. В искусстве это язык сцены, архитектуры, танца, живописи, музыки и, конечно, язык чувств.

Изучить язык явлений – это значит понять законы его развития, существующий в нем порядок: азбуку, грамматику, синтаксис…

Для чего? Мы говорим: классика вечно современна. ПОЧЕМУ? Разучивая музыкальное произведение, исполняя его или слушая, глядя на прекрасные строения, картины, читая книги, мы тем самым соединяем эпохи, связываем прошлое с настоящим, мы как бы прочитываем «дневники» их создателей, то, что рождено волнением их сердец, борьбой и победами, поражением и отчаянием… Но мы «прочитываем» все это в зависимости от времени, в котором живем, со своей индивидуальной расшифровкой, дополняя их радости, скорби, размышления СВОИМИ. Мы учимся у них, потому что, прикасаясь к чужой жизни, мы становимся человечнее.

 «Научить внешним образом нахождение бесконечно малых моментов нет никакой возможности: они находятся только тогда, когда человек отдается чувству. Никакое обучение не может сделать того, чтобы пляшущий попадал в самый такт музыки, поющий или скрипач брал самую малую середину ноты и чтобы рисовальщик проводил единственную из всех возможных нужную линию и поэт находил единственно нужное размещение единственно нужных слов. ВСЕ это находит только ЧУВСТВО».

Л. Н. Толстой.

Поправляя этюд ученика, К. Брюллов в нескольких местах чуть тронул его – и плохой, мертвый рисунок вдруг ожил. «Вот, чуть-чуть тронули – и все изменилось», – сказал один из учеников. – «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», – сказал Брюллов, выразив этими словами характерную черту искусства.

Слово эмоции (в его нынешнем понимании) было впервые употреблено в середине XVI века (в переводе с латинского эмоцииволнение, потрясение).


 


подписка на ОСОБЫЕ рассылки Что это? Взгляните быстренько...